МИФИ упрочил статус одного из лучших физических университетов мира

30
апреля
2015

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» вошел в топ-100 предметного рейтинга QS-2015.

Обнародованные в среду, 29 апреля, результаты предметного рейтинга QS (QS Subjects-2015) отразили положительную динамику целого ряда российских вузов, среди которых МИФИ достиг одного из самых заметных профессиональному сообществу показателей. Наш университет поднялся с третьей в первую сотню вузов мира по направлению подготовки «физика и астрономия»: МГУ–36 место, МИФИ–51-100, НГУ–101-150, СПбГУ и МФТИ –151- 200, ТГУ–301-400.

Всего в предметный рейтинг QS Subjects-2015 вошли 10 российских вузов, 4 университета – МГУ, СПбГУ, МИФИ, ВШЭ достигли топ-100. Для сравнения, в прошлом году в топе были только МГУ и СПбГУ.

О том, что способствовало улучшению результатов, показанных российскими вузами в предметном рейтинге QS, каковы их перспективы и основные тренды мирового рынка образования, – этим вопросам был посвящен видеомост Москва–Новосибирск–Лондон, состоявшийся на площадке МИА «Россия сегодня» в день публикации русскоязычной версии рейтинга.

В Москве к обсуждению были приглашены ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов, ректор МФТИ Николай Кудрявцев, проректор МВТУ им. Н.Э.Баумана Иван Архаров, директор по ключевым клиентам компании ELSEVIER в России Евгений Крюков; в Новосибирске – ректор НГУ Михаил Федорук; в Лондоне – региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии компании QS ltd Зоя Зайцева и официальный представитель QS по международным исследованиям Дарья Корзунина. Модератором беседы выступил начальник управления проектов в области образования МИА «Россия сегодня» Дмитрий Гужеля.

Комментируя итоги рейтинга, представители QS связали успехи российских вузов с тем, что "во многом подтягивается наука, российские ученые становятся более дисциплинированными, правильно атрибутируют свои научные статьи". Кроме того, ключевое отличие предметного рейтинга от глобального заключается в иных индикаторах и критериях. Вузы оценивались по четырем критериям: мнение академического сообщества, работодателей, индекс цитирования на статью и индекс Хирша, который оценивает вклад ученого в науку. Причем, по словам экспертов, в этом году репутационные показатели рассматривались за последние пять лет, а не три года, как это было раньше.

Ректор Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" Михаил Стриханов высказал мнение, что российским вузам необходимо принимать участие в глобальных рейтингах и что глобальные рейтинги – это довольно независимая оценка среди самих российских вузов. Предметные рейтинги для российских вузов более конкурентны, чем рейтинги глобальные вследствие их достаточно узкой направленности. "Экспертная оценка для предметных рейтингов составляет 60 процентов, то есть, фактически мы находимся в руках объективных и строгих международных экспертов", — отметил ректор, призвав российское экспертное сообщество к более активной работе. "Российское экспертное сообщество должно понимать, что оно тоже является участником глобального образовательного процесса, и от его мнения зависит позиция наших вузов в мировых рейтингах", — добавил ректор.

Во время прямого включения из Новосибирска ректор Новосибирского государственного университета Михаил Федорук обратил внимание экспертов на том, что подобные рейтинги "дисциплинируют российское образование и позволяют вузам сверить дорожные карты".

Проректор по международной деятельности Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана Иван Архаров подчеркнул, что участие в рейтинге – нормализующий и стимулирующий фактор, позволяющий понять расстановку сил. "Предметный рейтинг позволяет ответить на ключевой вопрос: "кто и в чем силен в российском образовании", — сказал ректор, добавив, что "работодатели смотрят, кто может подготовить наиболее адаптированного к рынку труда специалиста".

Анализируя подобные исследования, специалисты МГТУ им. Баумана пришли к выводу, что в России следует уходить от традиционной модели дистанцирования науки от образования, двигаясь в сторону международной системы, где наблюдается теснейшая интеграция науки в образовательный процесс.

Ректор Московского физико-технического института Николай Кудрявцев подчеркнул, что рейтинг позволяет взглянуть на себя со стороны. "Наш конек – физика, математика, естественные науки и инженерия", — сказал ректор, добавив, что анализ показывает, что по этим четырем направлениям растут репутационные показатели, однако есть проблемы с показателями научных публикаций.

Директор по ключевым клиентам компании ELSEVIER в России Евгений Крюков рассказал о том, что компания вот уже 10 лет работает с QS, предоставляя информацию из базы данных "Scopus". При этом он обратил внимание на то, что последние годы в российском образовании резко увеличился фокус на публикационную активность, причем это касается как количества, так и качества публикуемых научных материалов. "Мы оптимистично смотрим на динамику по предметным областям российских вузов, хотя по некоторым позициям по-прежнему уступаем вузам стран БРИКС", — добавил эксперт.

Начальник Управления проектов в области образования МИА "Россия сегодня" Дмитрий Гужеля отметил, что предметный рейтинг ориентирован не только на профессиональное сообщество, но и на аудиторию потенциальных студентов, которым подобные исследования позволяют выбрать себе университет и выстроить свою образовательную траекторию.

Релиз подготовлен с использованием публикаций РИА-новости

Видео: http://ria.ru/abitura_world/20150429/1061672481.html

28